Автомобили с роторно-поршневым двигателем (РПД).
![]() |
Одобрение типа транспортного средства на автомобили "восьмого" семейства |
---|
![]() |
Роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415 |
![]() |
Эта модель автомобиля разработана по заказу НИИ СТ МВД РФ |
![]() |
Спортивный автомобиль с роторным двигателем (Гонщик Б. Маслов) |
С 1974 года на Волжском автомобильном заводе работает специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей, которое занимается разработкой и доводкой РПД . Создано семейство двигателей мощностью от 40 до 200 л.с., в основном, для автомобилей специального назначения. Проведен большой обьем доводочных работ,в результате которых подтверждена работоспособность конструкции. Автомобили с РПД успешно эксплуатируются службой безопасности России.
В СКБ РПД наибольший обьем работ был проведен по двигателям мощностью 120 и 140 л.с. В результате этих работ были решены такие проблемы роторного двигателя как работоспособность подшипников, газовых и маслосьемных уплотнений, оптимизирован газообмен для получения наибольшей мощности, создана цифровая многоканальная система зажигания. Решение этих вопросов подтверждено многолетней эксплуатацией и испытаниями. Наибольший пробег без ремонта автомобиля с РПД более 300 тыс.км.
Большая работа ведется по дальнейшему совершенствованию роторно-поршневого двигателя с целью обеспечить выполнение перспективных норм токсичности и экономичности.
Роторно-поршневой двигатель из-за особенностей кинематической схемы имеет возможность применения принципиально отличных от поршневого конструктивных решений повышающих его экономичность, ресурс и снижающих токсичность отработавших газов. К таким решениям относится послойное распределение топлива в камере сгорания позволяющее работать на смесях более бедных чем, это возможно для поршневого двигателя. Другие мероприятия имеют имеют большую эффективность в РПД, чем в поршневом моторе или конструктивно проще. Это динамический наддув за счет отраженной волны от смежной секции влияние на наполнение которого соизмеримо с регулируемой длинной впускного патрубка.
Пpоблема снижения токсичности pотоpно-поpшневого двигателя существенно не отличается от этой же пpоблемы поpшневого двигателя. Основные пути pешения - это: совеpшенствование смесеобpазования, совеpшенствование пpоцесса сгоpания, пpименение сpедств обезвpеживания выхлопных газов.
Кpоме того, к настоящему вpемени выявлено и пpовеpено экспеpиментально в поpшневых двигателях новое напpавление: подача водоpода в бензовоздушную смесь. Эффективность снижения токсичности соизмеpима с пpименением тpехкомпонентных нейтpализатоpов.
Для pотоpно-поpшневого двигателя, с его особенной "пеpемещающейся" камеpой сгоpания эффективность снижения токсичности пpи добавке водоpода может быть больше.
Особо следует отметить предрасположенность РПД для работы на водороде. Фирма Mazda провела большой обьем исследовательских работ по применению водорода в качестве топлива для автомобильного ДВС. В ходе этих исследований было однозначно выявлено, что при работе классического поршневого двигателя возникает ряд существенных проблем. В то же время роторно-поршневой двигатель при небольшой модернизации позволяет использовать водород в качестве топлива. Поэтому фирмой было заявлено, что в "водородной" программе предпочтение отдано РПД. Перспективность этих работ очевидна.
В настоящее время малыми партиями (до 100
шт. в год) оснащаются РПД автомобили ВАЗ-2105,
ВАЗ-2107, семейство ВАЗ-2108, проходит испытания
переднеприводной автомобиль ВАЗ-2110 с РПД
ВАЗ-415.
Параметры | ВАЗ-21079 | ВАЗ-2108-91 |
---|---|---|
Масса снаряженного автомобиля, кг | 1430 | 1050 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 200 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 9 | 8 |
Расход топлива, л/100 км | _ | _ |
при скорости 90 км/ч | 9,5 | 7 |
при скорости 120 км/ч | 12,5 | 10 |
Параметры | ВАЗ-4132 | ВАЗ-415 |
---|---|---|
Число секций | 2 | 2 |
Рабочий объем камеры двигателя, дм3 | 1,308 | 1,308 |
Степень сжатия | 9,4 | 9,4 |
Номинальная мощность,кВт(л.с.)/мин-1 | 103(140)/6000 | 103(140)/6000 |
Максимальный крутящий момент, Н*м(кгс*м)/мин-1 | 186(19)/4500 | 186(19)/4500 |
Минимальная частота вращения эксцентрикового вала на холостом ходу, мин-1 | 1000 | 900 |
Масса двигателя, кг | 136 | 113 |
Габаритные размеры, мм | _ | _ |
высота | 560 | v570 |
ширина | 546 | 535 |
длина | 495 | 665 |
Минимальный удельный расход топлива (по ВСХ), г/кВт*ч (г/л.с.*ч) | 312.2(230) | 312.2(230) |
Расход масла в % от расхода топлива | 0,7 | 0,6 |
Ресурс двигателя до первого капитального ремонта, тыс. км | 125 | 125 |
Назначение | ВАЗ-21059/21079 | ВАЗ-2108/2109/21099/2115/2110 |